Моя Империя №4 1 мая 2012 - "Все для блага пациента"

В январе 2011 года вступил в силу новый федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании». Год спустя на свет появился еще один новый закон - «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». О том, какие перемены последовали за этим во взаимоотношениях медицинских учреждений, системы ОМС и пациентов, рассказывает Вячеслав РАФИНОВ, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.

 - Начнем с того, что граждане получили право самостоятельного выбора страховых медицинских организаций. До 1 января 2011 года страховые компании для работающих выбирал работодатель, для неработающих – органы власти. Сегодня выбор страховщика предоставлен гражданину. Жители Чувашии воспользовались правом выбора: в минувшем году было принято 39 тысяч заявлений о выборе страховой медицинской организации. Добавлю также, что в законе закреплена норма о выборе пациентом  врача.

Начата работа по персональному учету данных застрахованных лиц, цель -  обеспечить прозрачность учета застрахованных лиц. С 2011 года начата выдача полисов единого образца. Это новшество  позволит собрать данные владельцев полисов ОМС в единую информационную базу и через систему межтерриториальных расчетов гарантирует им получение медицинской помощи в любом регионе страны. Ранее выданные полисы будут действительны до 1 января 2014 года. Сегодня полисы нового образца выдаем новорожденным, лицам сменившим фамилию, имя, тем, у кого до сих пор не было полиса ОМС.

- В двух словах: что такое система обязательного медицинского страхования в Чувашской Республике сегодня?

- Система ОМС на территории Чувашской Республики представлена Территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Деятельность по обязательному медицинскому страхованию населения в республике осуществляют две страховые медицинские организации. В прошлом году страховые медицинские компании Чувашии выполнили требование законодателя об увеличении уставного капитала до 60 млн рублей. 

В системе обязательного медицинского страхования Чувашской Республики функционируют 83 медицинские организации, в том числе 6 частных клиник и 16 ведомственных учреждений.

- Как в 2011 году обеспечивались страховые обязательства по программе ОМС?

- Доходы бюджета Фонда в 2011 году составили 6 809,7 млн руб., что в 1,4 раза (или на 2 187,6 млн руб.) выше уровня 2010 года и на 2,9% выше годовых назначений. 

Расходная часть бюджета ФОМС выполнена на 6 743,5 млн рублей (100,7% к плану). По отношению к 2010 году финансирование учреждений здравоохранения увеличилось на 851,1 млн рублей (16,7%). Большую часть полученных средств медицинские учреждения направляли на оплату труда медицинского персонала (71,1%), и это логично. Республика активно реализует Программу модернизации здравоохранения Чувашской Республики и в 2012 году. Одной из ее целей является повышение заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.  

- Программа модернизации здравоохранения – главная  новость отрасли прошлого года. Что удалось сделать за год для поддержки медицины?

- На реализацию программы из Федерального фонда ОМС получено 1 347,3 млн рублей, средства распределены следующим образом. 1 097,6 млн рублей направлено на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, текущий и капитальный ремонт объектов системы здравоохранения, приобретение современного медицинского оборудования. 67,4 млн рублей   -  это внедрение современных информационных систем в здравоохранение (сервис «электронная регистратура», электронный документооборот, автоматизация производственных процессов). 182,3 млн рублей направлено на обеспечение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи (обеспечение пациенту необходимых диагностических и лечебных процедур, гарантирующих качественное лечение) и рост заработной платы для медицинских работников.

- Уже можно делать выводы о результативности  Программы модернизации?

- Да, конечно. В прошлом году проведен капитальный и текущий ремонт 25 объектов здравоохранения. Рассчитываем, что в 2012 году объемы капитального и текущего ремонта снижены не будут.

Выросла заработная плата врачей, участвующих во внедрении стандартов и повышении доступности медицинской помощи. В среднем она достигла 19 749 руб., что выше показателя 2010 г. на 4 471 руб. Заработную плату среднему медицинскому персоналу подняли в среднем до 11 259 руб., что выше аналогичного показателя за 2010 г. на 1 721 рубль.

В поликлиниках установлено новое диагностическое оборудование, а специалисты повысили квалификацию. С внедрением «электронной регистратуры» стала решаться проблема очередей в больницах. Главное достижение - врач стал доступнее для больного. За январь-февраль 2012 года, если сравнивать с аналогичным периодом 2011 года, объем оказанных медицинских услуг увеличился более чем на 15 %.

- Получается, врач заинтересован принять как можно больше пациентов. Как  бы при этом не получить снижения качества медобслуживания?

- Качество оказываемой медицинской помощи контролируется врачами-экспертами страховых медицинских организаций и Территориального фонда. Закон требует от нас проведения реэкспертизы, т.е. контроля работы врача-эксперта страховой организации. К этой работе мы привлекли 86 экспертов, все они практикующие врачи высшей  и первой квалификационной категории. Работает комиссия для решения спорных вопросов. Выборочно проводится медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества, контроль объема и  сроков оказания медицинской помощи. В 2011 году проведена экспертиза 180 тыс. случаев оказания медицинской помощи. Экономический эффект контрольно-ревизионной деятельности Фонда в минувшем году составил 2,1 млн руб.: в бюджет Фонда возвращены 2 млн руб. нецелевого  использования средств, 100 тыс. руб. уплачено медицинскими организациями в качестве финансовых санкций.

 - Как определяется качество оказываемых населению медицинских услуг? У вас имеется система обратной связи?

- Качество оказываемой медицинской помощи прежде всего оценивается врачами – экспертами  страховых медицинских организаций, экспертами Территориального фонда ОМС. Кроме этого проводится анкетирование респондентов, наших застрахованных специалистами СМО и фонда.

В прошлом году мы провели анкетирование, в котором приняли участие 10,6 тыс. пациентов в 64 медицинских организациях. 77 % опрошенных качеством медицинского обслуживания удовлетворены. Это очень хороший показатель. Годом раньше таких было 70 %. Еще один положительный момент – уменьшение числа жалоб на качество медицинского обслуживания. В 2010 году к нам поступило 275 обращений, в 2011-м только 112, т.е. количество жалоб снизилось в 2,5 раза.

В заключение скажу, что наша главная задача — добиться от медицинских организаций, получающих средства за пролеченного больного качественной медицинской помощи и эффективного использования средств. К полноценной работе с застрахованными должны стремиться и страховые медицинские организации. Наши пациенты от такого сотрудничества только выиграют.

 

Директор                                                                                                        В.В. Рафинов