Системе обязательного медицинского страхования Чувашской Республики – 10 лет

"Федеральный вестник Чувашии"
 

Социальное обеспечение, в том числе, один из его основных компонентов – медицинское страхование – было признано основным и неотъемлемым правом человека, предусмотренным в статье 22 Всеобщей декларации прав человека. Создание системы обязательного медицинского страхования в России совпало с началом глобального реформирования политических и экономических институтов государства, формирования рыночной экономики. Однако как показал опыт большинства развитых стран, предоставление медицинской помощи невозможно полноценно осуществлять, полагаясь только на рыночные силы, и некоторые формы прямого вмешательства государства являются ключевыми для гарантии того, что потенциально монопольная власть производителей медицинских услуг не будет работать против интересов потребителей и пациентов, многие из которых могут находится в полном неведении как в отношении вопросов здоровья, так и в отношении своих прав. К основным преимуществам социального медицинского страхования относятся: • государственный характер, обеспечивающий социальную справедливость и солидарность в страховании рисков, связанных со здоровьем. Кроме того, участие государственного сектора обеспечивает эффективность работы системы здравоохранения путем коррекции негативных рыночных механизмов; • система обязательного медицинского страхования предоставляет дополнительные финансовые источники для покрытия потребности населения в медицинской помощи; • заложенные в системе принципы организационного и финансового взаимодействия предоставляют дополнительную возможность управления медицинскими услугами; • это инструмент защиты прав пациента, дающий возможность влиять на объем и качество предоставляемой медицинской помощи; • социальное медицинское страхование позволяет разделить финансирование и предоставление медицинской помощи. Появление двух партнеров с независимыми друг от друга интересами ведет к усилению контроля и улучшению качества производимых медицинских услуг Концептуальные основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и его организационная модель были сформулированы в принятом в 1991 году законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Вместе с тем, оставались нерешенными такие основные вопросы, как организация финансовых потоков в системе обязательного медицинского страхования, управление реализацией закона и государственный контроль в обязательном медицинском страховании. Необходимо было создание страховой инфрастуктуры с обязательным формированием в ней активных элементов, которые бы организовывали взаимодействие субъектов системы и создавали другие условия для ее развития. Такими активными элементами стали государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования, для регламентации деятельности которых в 1993 году были приняты закон “О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РСФСР”, постановление Правительства Российской Федерации о мерах по его реализации, Положения о Федеральном и территориальном фондах обязательного медицинского страхования, Положение “О порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования”. После принятия перечисленных правовых актов Закон о медицинском страховании стал действующим и именно 1993 год считается годом начала развития системы обязательного медицинского страхования в России. Основные этапы становления системы обязательного медицинского страхования в Чувашской Республике в целом повторяют общероссийские. Действующая на сегодняшний день в республике модель ОМС включает в себя Территориальный фонд и 9 страховых медицинских организаций, 8 из которых имеют муниципальную форму собственности. В рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Чувашской Республики медицинскую помощь населению оказывают 78 медицинских учреждений, в том числе 5 поликлиник, 11 стоматологических поликлиник, 49 муниципальных больниц и диспансеров, 10 государственных учреждений здравоохранения, 2 вневедомственные больницы (ГУУЗ “Узловая больница станции Канаш Горьковской железной дороги” и ФГУ “Медико-санитарная часть № 29” Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России. На условиях выполнения государственного заказа для жителей республики в системе ОМС работает Чебоксарский филиал ГУ “Межотраслевой научно-технический комплекс “Микрохирургия глаза”. За десять лет через систему обязательного страхования в здравоохранение республики поступило 2 млрд. 386 млн.рублей. Только за последние пять лет финансовые средства системы ОМС, предусматриваемые бюджетом Территориального фонда, возросли в 3,9 раза (рис.1). Стабильность поступления средств в систему ОМС до 2001 года обеспечивалась эффективной деятельностью Территориального фонда по сбору страховых взносов. В условиях введения в 2001 году второй части Налогового кодекса Российской Федерации обеспечение должного уровня финансовых поступлений осуществляется путем активного взаимодействия с органами государственной налоговой инспекции, Федерального казначейства, местными администрациями, являющимися страхователями неработающего населения. Регулирование расходной части системы осуществляется проведением рациональной тарифной политики, оптимизацией затрат на оказание медицинской помощи, структурной реорганизацией системы предоставления медицинской помощи. Одним из инструментов создания сбалансированной системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования как ее составной части стала принятая в 1998 году Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Аккумулируемые в системе ОМС средства предназначены для оказания медицинской помощи и услуг ключевому субъекту обязательного медицинского страхования – застрахованному. На сегодняшний день число жителей республики, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составляет 1339,8 тысяч человек, или 99,8% от общей численности населения. В структуре лиц, имеющих полис ОМС, работающие составляют 36,8% (493,4 тысячи человек), 840,5 тысяч застрахованных (или 63,2%) являются неработающими. Страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования имеют 260,8 тысяч детей до 16 лет и 268 тысяч неработающих пенсионеров по старости (рис.2). Медицинские учреждения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, выполняют до 70% объемов всей оказываемой в республике медицинской помощи. За 2002 год в рамках программы обязательного медицинского страхования сделано свыше 8,5 млн.посещений, в круглосуточных стационарах проведено около 3,5 млн. койко-дней, в условиях стационарзамещающих технологий – более 550 тысяч дней лечения. В среднем за прошедший год каждый застрахованный дважды пролечился амбулаторно, каждый пятый побывал в круглосуточном стационаре. Оказание качественной медицинской помощи в современных условиях требует постоянного обновления лечебно-диагностической базы, внедрения новейших медицинских технологий в диагностический и лечебный процесс. Только за последние 4 года в рамках республиканских целевых программ за счет средств обязательного медицинского страхования приобретено более 190 единиц современной медицинской техники на сумму 128,2 млн.рублей. Это ультразвуковое, эндоскопическое и лабораторное оборудование, оборудование для операционных и анестезиолого-реанимационных отделений, стоматологические установки, лечебная и диагностическая аппаратура для учреждений родовспоможения и детства. 36% приобретенной медицинской техники направлено на оснащение сельских медицинских учреждений, столько же - в муниципальные учреждения городов республики. 28% оборудования установлено в республиканских учреждениях здравоохранения, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи. Одним из важнейших аспектов деятельности системы ОМС является обеспечение и защита прав застрахованных. Основными формами работы здесь являются формирование и развитие системы вневедомственного контроля качества медицинской помощи, методико-правовое просвещение населения в сфере обязательного медицинского страхования, работа по обращениям о нарушениях прав в системе обязательного медицинского страхования с их досудебным и судебным разрешением. Главной целью системы обязательного медицинского страхования является создание равных возможностей для граждан Российской Федерации в получении качественной квалифицированной медицинской помощи. В настоящее время в центре внимания находится модернизация системы ОМС, которая обеспечит ее дальнейшее поступательное развитие.

Пресс-центр Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.