Сила в единстве

"Федеральный вестник Чувашии"
 
Начальник отдела информатизации Булашов А.В. ТФОМС ЧР

Интегрированные решения как основа информационной системы обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование, по определению, относится к информационно-ориентированным видам деятельности, для которых формирование и наличие информационных ресурсов и использование современных информационных технологий являются важнейшими факторами стабильного функционирования.

Характерной особенностью системы обязательного медицинского страхования, которые необходимо учитывать при построении соответствующих информационных пространств, является необходимость объединения организационно независимых субъектов различной ведомственной подчиненности и форм собственности, имеющих разные задачи и интересы, которые в ряде случаев могут не совпадать и даже быть противоположными.

Если на начальном этапе становления системы ОМС основные акценты делались на организации оперативного сбора данных и автоматизации рутинных учетных и статистических задач, учрежденческой деятельности и бухгалтерии, обеспечения взаиморасчетов между субъектами ОМС, то в настоящее время решается задача радикального повышения качества управления отраслью за счет применения современных экономико-математических методов анализа, моделирования и оптимизации расходов на медицинскую помощь и формирования экономически сбалансированных программ ОМС.

Основные направления развития информационных технологий в системе обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в настоящее время определены Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования на 2000-2005 год, утвержденной решением Правления Федерального фонда ОМС от 26.04.00г. Проводимая в рамках принятой концепции работа направлена на повышение управляемости и эффективности деятельности, рационализацию использования ресурсов и обеспечение устойчивого финансирования здравоохранения за счет:

- организации единого информационного пространства системы ОМС и здравоохранения, его интеграции в информационное пространство республики;

- дальнейшей компьютеризации рабочих процессов ОМС, высокой оперативности и снижения трудоемкости процессов подготовки, сбора и обработки данных, использования современных средств связи и телекоммуникаций;

- повышения обоснованности управленческих решений на основе использования расчетно-аналитических и оптимизационных методов и моделей, создания интегрированной информационно-аналитической системы отрасли здравоохранения;

- комплексного использования информационных ресурсов органами управления здравоохранением, системы ОМС, органами исполнительной власти на всех уровнях;

- повышения уровня справочно-информационного обслуживания учреждений системы ОМС, здравоохранения, органов власти и населения с использованием возможностей сети Интернет.

Как уже говорилось выше, одним из стратегических направлений совершенствования информационных технологий является создание единого информационного пространства системы здравоохранения и ОМС путем интеграции информационных систем (ИС) лечебных учреждений, органов управления здравоохранением, территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций в Единую информационную систему (ЕИС), проведения единой технической политики и совместного использования информационных и вычислительных ресурсов и телекоммуникационных сетей.

Формирование и развитие единого информационного пространства и соответствующей технологической среды – территориально-распределенной ЕИС – проблема межотраслевая и межтерриториальная. Она требует решения сложных организационно-технических задач, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. Вместе с тем, создание единого информационного пространства – объективная необходимость, обусловленная задачами повышения эффективности управления отраслью здравоохранения, охраны здоровья и повышения благосостояния населения.

В целях реализации упомянутой Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.10.02г. № 254 утверждена республиканская программа "Единая информационно-аналитическая система здравоохранения и обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2002-2005 годы". Наиболее важными задачами, поставленными перед системой ОМС в рамках программы на ближайшую перспективу, являются формирование модели управляемой системы оказания медицинской помощи на основе современной телекоммуникационной сети, создание консультационно-обучающих  телемедицинских центров, совершенствование управленческого компонента информационно-аналитической системы по проблеме лекарственного обеспечения. 

Для решения поставленных задач, обеспечения необходимого и достаточного уровня взаимодействия между информационными системами различных субъектов ОМС Территориальным фондом ОМС Чувашской Республики в государственные и муниципальные медицинские учреждения за последние  два года передана вычислительная и оргтехника на сумму 1276,0 тыс.рублей, в том числе 71 компьютер и 49 принтеров. Приобретено за счет средств обязательного медицинского страхования около 40 компьютеров, в т.ч. 34 - для оснащения рабочего места врача общей практики. Внесены изменения в программное обеспечение медицинских учреждений и страховых медицинских организаций по анализу структуры, объемов и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Проведенные в рамках выполнения программы мероприятия по информационной поддержке осуществляемой в республике реструктуризации системы предоставления медицинской помощи позволили получить за 9 месяцев  2003 года экономический эффект в сумме 16,1 млн.рублей за счет переноса акцентов в оказании медицинской помощи на первичное звено и сокращения дорогостоящей стационарной помощи.

На оснащение телемедицинского центра в ГУЗ "Республиканский перинатальный центр" и двух телемедицинских пунктов ¾ в ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" и МУЗ "Канашская городская больница" из средств обязательного медицинского страхования направлено 3665,0 тыс.рублей. Это позволило обеспечить застрахованных своервеменными телемедицинскими консультациями, в том числе, с участием специалистов ведущих федеральных клиник (фото 2).

В целях повышения эффективности управления централизованными закупками лекарственных средств и изделий медицинского назначения, осуществляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, разработано программное обеспечение по автоматизированному ведению процедуры открытого конкурса. В 2003 году проведено 4 открытых конкурса на централизованную закупку медикаментов для нужд 55 лечебно-профилактических учреждений республики. Условный экономический эффект при этом составил более 30 млн.рублей.

В совместном использовании субъектов системы ОМС (территориальный фонд, страховые медицинские организации, медицинские учреждения и др.) в настоящее время находится более 20 программных продуктов (взаиморасчеты, документооборот, ведение банков данных по оказанным медицинским услугам и т.д.). Разработана автоматизированная программа по формированию государственных и муниципальных заказов и соответствующих планов-заданий для медицинских учреждений в рамках ежегодно принимаемой Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Чувашской Республике.

В ближайшей перспективе основные направления и тенденции развития информационных систем в обязательном медицинском страховании в наибольшей степени будут определяться возрастанием роли телекоммуникаций; развитием Web-технологий и Интернет; созданием корпоративных порталов; интеграцией технологий Web и баз данных; возможностями использования Web-браузеров для доступа и поиска информации и решения функциональных задач ОМС; использованием технологий аналитической обработки данных и управления знаниями. Следует особо подчеркнуть значение для системы ОМС технологических возможностей и информационных ресурсов глобальной сети Интернет и интранет-технологий.

В заключение отметим, что в апреле 2003 года президиумом Госсовета Российской Федерации была рассмотрена концепция модернизации системы обязательного медицинского страхования, главной целью которой является реализация в полном объеме государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Концепцией предусмотрена также оптимизация системы управления обязательным медицинским страхованием. Решение этой задачи невозможно без ориентации на современные научные разработки в области информатизации, обеспечения концептуального единства проектных решений и унификации программно-технических средств.